ПОКОЛЕНИЕ «ОЛИМПИАДНИКОВ»: НЫНЕШНИЕ ШКОЛЬНИКИ В 1,5 РАЗА ЧАЩЕ УЧАСТВУЮТ В ОЛИМПИАДАХ, ЧЕМ ШКОЛЬНИКИ 20 ЛЕТ НАЗАД

Две трети (64%) молодых россиян от 14 до 35 лет имеют опыт участия в школьных олимпиадах. Нынешнее поколение школьников – самое активное. Доля тех, кто пробовал свои силы в интеллектуальных состязаниях, сегодня составляет 71%, в то время как среди россиян 31-35 лет, которые были на школьной скамье порядка 20 лет назад, только 58% называют себя причастными к олимпиадному движению. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международной ИТ-олимпиады «Траектория будущего».

Рост доли участников в школьных олимпиадах

76% россиян в возрасте от 14 до 35 лет обладают опытом участия в школьных или студенческих олимпиадах. Школьные олимпиады в разы популярнее вузовских (64% против 23%).

Сегодняшние школьники участвуют в олимпиадах гораздо чаще выпускников прошлых лет. Динамика роста прослеживается от одного поколения школьников к другому. Так, среди представителей зрелой молодежи, тех, кому сейчас от 31 до 35 лет, только 58% заявляют об участии в школьных олимпиадах. Среди россиян 25-30 лет таковых уже 63%, среди опрошенных от 18 до 24 лет – 68%, а среди нынешних подростков от 14 до 18 лет эта доля самая высокая и составляет 71%. Таким образом, практически за 20 лет доля участников школьных олимпиад выросла на 13 п.п. – почти в 1,5 раза.

График 1. Распределение ответов на вопрос «Есть ли у Вас опыт участия в школьных олимпиадах?», % от ответивших «да» среди представителей разных поколений

Среди участников школьных олимпиад больше девушек (68% против 59% юношей), однако в студенческой среде тенденция обратная (27% юношей против 20% девушек).

Жители городов и сел участвуют в олимпиадах примерно в равной степени (65% и 61% соответственно). А вот количество тех, кто никогда не участвовал в олимпиадах среди сельской молодежи выше – 29% против 22% городской.

В целом, две трети (69%) участников олимпиад удовлетворены этим опытом, а каждый третий (37%) с высокой долей вероятности готов будет рекомендовать участие в олимпиадах другим школьникам.

Никогда не участвовали в олимпиадах 24% опрошенных.

Каждый третий из тех, кто ни разу не боролся в интеллектуальных состязаниях на основе школьных дисциплин, был не уверен в своих знаниях (31%). Каждый четвертый (25%) – не сомневался, а точно знал, что его уровня знаний для этого недостаточно. 18% опрошенных признались, что не имели времени и сил на подготовку, а 16% боялись проиграть.


Мотивация

Участниками олимпиад обычно движут желание личного развития в интересующей сфере (31%), соревновательный дух (20%), лидерские амбиции и возможность получить дополнительные баллы для поступления в вуз (по 18%).

Среди других факторов, которые влияют на решение молодых людей попробовать свои силы в интеллектуальном соревновании: рекомендации педагога (17%), желание получить от него похвалу (15%), желание найти единомышленников, престиж (по 9%), а также денежные награды (8%).

В наименьшей степени влияние на школьников оказывают рекомендации родителей (9%), шанс получить стажировку (8%) или путевку в лагерь (6%).

По мнению опрошенных молодых людей, привлекательность олимпиад в глазах потенциальных участников серьезно бы повысилась в случае гарантий призерам поступить в вуз без экзаменов (39%), хороших денежных призов (38%) и возможности выбора варианта награды (34%).

 

Позитивные и негативные установки

Среди российской молодежи позитивные установки в отношении школьных олимпиад преобладают над негативными.

Так, две трети и более опрошенных согласны с такими утверждениями, как:

участие в олимпиаде развивает упорство и целеустремленность (согласны 74% представителей молодежи),

успешное участие в олимпиаде может служить социальным лифтом для школьника и студента (68%),

победа в олимпиаде положительно сказывается на имидже, статусе человека (64%).

В то же время утверждения с негативным окрасом поддерживаются меньше.

• олимпиада – это скорее инструмент для поступления в вуз/магистратуру, чем инструмент для личного интеллектуального развития (согласны 44% опрошенных).

• высокая конкуренция в ходе олимпиады – это слишком сильный стресс для участника, который может негативно сказаться на его психологическом состоянии (41%).

• участие в олимпиаде требует слишком много времени, а это негативно сказывается на успеваемости по другим предметам (39%).

• выиграть олимпиаду может только одаренный от природы человек. Одной учебы и тренировки недостаточно (36%).

 

Лариса Семенюк, руководитель Международной ИТ-олимпиады «Траектория Будущего»:

«Результаты исследования показывают эффективность системной работы по популяризации олимпиад – за 20 лет произошел серьезный сдвиг в мотивации и восприятии школьниками интеллектуальных испытаний. Важно освещать истории успеха ребят, активно рассказывать о том, как олимпиада повлияла на участников, какие у них произошли изменения в жизни. Это позволяет привлекать внимание других участников и еще раз подтверждает, что при желании все возможно. Даже трудоустроиться в крупнейшие IT-компании, будучи студентом колледжа или вуза».

 

Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса

НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

Методология: всероссийский репрезентативный опрос молодежи. Выборка репрезентирует население России в возрасте от 14 до 35 лет. В исследовании приняли участие 1000 респондентов. Ошибка выборки не превышает 3,5% при доверительной вероятности в 95%. Опрос проведен в ноябре 2022 года Аналитическим центром НАФИ с использованием собственной исследовательской платформы «Тет-о-Твет».

 

Таблица 1. «Есть ли у Вас опыт участия в школьных или студенческих олимпиадах?», в % от всех опрошенных

Да, есть опыт участия в олимпиаде 76
    В школьной олимпиаде 64
    В студенческой олимпиаде 23
Нет такого опыта 24

.

Таблица 2. «Какие цели Вы преследовали, решив поучаствовать в олимпиаде?», в % от всех опрошенных*

Для личного развития в интересующей сфере  31
Ради духа соревнования  20
Желание быть первым 18
Получить дополнительные баллы для поступления в ВУЗ, поступить без вступительных экзаменов 18
По настоянию (просьбе) педагогов 17
Желание получить похвалу от педагогов 15
Познакомиться с единомышленниками 9
Ради престижа 9
Желание получить денежный грант 8
Из-за желания родителей 6
Возможность затем пройти стажировку на предприятии 6
Желание получить путевку на отдых в лагере 5
Не участвовал в олимпиадах  24
Другое  1
Затрудняюсь ответить  1

*Cумма ответов может превышать 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов  

.

Таблица 3. «Почему Вы ранее не участвовали в олимпиадах?», в % от тех, кто не принимал участие в олимпиадах*

Не был уверен в своих знаниях  31
Не было достаточно знаний 25
Не было времени и сил на подготовку 18
Боялся проиграть 16
Не знал о такой возможности  14
Не понимал, какие бонусы и преимущества это принесет  12
Не чувствовал поддержку педагогов, школы/вуза 7
Мои друзья не участвовали, и я вместе с ними 6
Подготовка требовала больших финансовых затрат 5
Другое  3
Затрудняюсь ответить  4

*Cумма ответов может превышать 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов  

.

 Таблица 4. «На Ваш взгляд, что может повысить привлекательность участия в олимпиадах для школьников и студентов?», в % от всех опрошенных*

Гарантированное поступление в ВУЗ, а не только дополнительные баллы к ЕГЭ 39
Денежные призы, дорогие подарки, гранты 38
Возможность выбора конкретного приза (поступление, деньги, путевка и т.д.) 34
Получение стажировки в известной профильной компании 26
Доступные интернет-ресурсы для самостоятельной подготовки к олимпиаде 24
Широкое общественное признание, чествование победителей олимпиад 21
Более активное информирование о возможностях участия через соцсети, блоги 20
Включение подготовки участников в общие обязанности педагогов 19
Другое  0
Затрудняюсь ответить  3

*Cумма ответов может превышать 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов