ПОКОЛЕНИЕ «ОЛИМПИАДНИКОВ»: НЫНЕШНИЕ ШКОЛЬНИКИ В 1,5 РАЗА ЧАЩЕ УЧАСТВУЮТ В ОЛИМПИАДАХ, ЧЕМ ШКОЛЬНИКИ 20 ЛЕТ НАЗАД
Две трети (64%) молодых россиян от 14 до 35 лет имеют опыт участия в школьных олимпиадах. Нынешнее поколение школьников – самое активное. Доля тех, кто пробовал свои силы в интеллектуальных состязаниях, сегодня составляет 71%, в то время как среди россиян 31-35 лет, которые были на школьной скамье порядка 20 лет назад, только 58% называют себя причастными к олимпиадному движению. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международной ИТ-олимпиады «Траектория будущего».
Рост доли участников в школьных олимпиадах
76% россиян в возрасте от 14 до 35 лет обладают опытом участия в школьных или студенческих олимпиадах. Школьные олимпиады в разы популярнее вузовских (64% против 23%).
Сегодняшние школьники участвуют в олимпиадах гораздо чаще выпускников прошлых лет. Динамика роста прослеживается от одного поколения школьников к другому. Так, среди представителей зрелой молодежи, тех, кому сейчас от 31 до 35 лет, только 58% заявляют об участии в школьных олимпиадах. Среди россиян 25-30 лет таковых уже 63%, среди опрошенных от 18 до 24 лет – 68%, а среди нынешних подростков от 14 до 18 лет эта доля самая высокая и составляет 71%. Таким образом, практически за 20 лет доля участников школьных олимпиад выросла на 13 п.п. – почти в 1,5 раза.
График 1. Распределение ответов на вопрос «Есть ли у Вас опыт участия в школьных олимпиадах?», % от ответивших «да» среди представителей разных поколений
Среди участников школьных олимпиад больше девушек (68% против 59% юношей), однако в студенческой среде тенденция обратная (27% юношей против 20% девушек).
Жители городов и сел участвуют в олимпиадах примерно в равной степени (65% и 61% соответственно). А вот количество тех, кто никогда не участвовал в олимпиадах среди сельской молодежи выше – 29% против 22% городской.
В целом, две трети (69%) участников олимпиад удовлетворены этим опытом, а каждый третий (37%) с высокой долей вероятности готов будет рекомендовать участие в олимпиадах другим школьникам.
Никогда не участвовали в олимпиадах 24% опрошенных.
Каждый третий из тех, кто ни разу не боролся в интеллектуальных состязаниях на основе школьных дисциплин, был не уверен в своих знаниях (31%). Каждый четвертый (25%) – не сомневался, а точно знал, что его уровня знаний для этого недостаточно. 18% опрошенных признались, что не имели времени и сил на подготовку, а 16% боялись проиграть.
Мотивация
Участниками олимпиад обычно движут желание личного развития в интересующей сфере (31%), соревновательный дух (20%), лидерские амбиции и возможность получить дополнительные баллы для поступления в вуз (по 18%).
Среди других факторов, которые влияют на решение молодых людей попробовать свои силы в интеллектуальном соревновании: рекомендации педагога (17%), желание получить от него похвалу (15%), желание найти единомышленников, престиж (по 9%), а также денежные награды (8%).
В наименьшей степени влияние на школьников оказывают рекомендации родителей (9%), шанс получить стажировку (8%) или путевку в лагерь (6%).
По мнению опрошенных молодых людей, привлекательность олимпиад в глазах потенциальных участников серьезно бы повысилась в случае гарантий призерам поступить в вуз без экзаменов (39%), хороших денежных призов (38%) и возможности выбора варианта награды (34%).
Позитивные и негативные установки
Среди российской молодежи позитивные установки в отношении школьных олимпиад преобладают над негативными.
Так, две трети и более опрошенных согласны с такими утверждениями, как:
• участие в олимпиаде развивает упорство и целеустремленность (согласны 74% представителей молодежи),
• успешное участие в олимпиаде может служить социальным лифтом для школьника и студента (68%),
• победа в олимпиаде положительно сказывается на имидже, статусе человека (64%).
В то же время утверждения с негативным окрасом поддерживаются меньше.
• олимпиада – это скорее инструмент для поступления в вуз/магистратуру, чем инструмент для личного интеллектуального развития (согласны 44% опрошенных).
• высокая конкуренция в ходе олимпиады – это слишком сильный стресс для участника, который может негативно сказаться на его психологическом состоянии (41%).
• участие в олимпиаде требует слишком много времени, а это негативно сказывается на успеваемости по другим предметам (39%).
• выиграть олимпиаду может только одаренный от природы человек. Одной учебы и тренировки недостаточно (36%).
Лариса Семенюк, руководитель Международной ИТ-олимпиады «Траектория Будущего»:
«Результаты исследования показывают эффективность системной работы по популяризации олимпиад – за 20 лет произошел серьезный сдвиг в мотивации и восприятии школьниками интеллектуальных испытаний. Важно освещать истории успеха ребят, активно рассказывать о том, как олимпиада повлияла на участников, какие у них произошли изменения в жизни. Это позволяет привлекать внимание других участников и еще раз подтверждает, что при желании все возможно. Даже трудоустроиться в крупнейшие IT-компании, будучи студентом колледжа или вуза».
Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса
НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
Методология: всероссийский репрезентативный опрос молодежи. Выборка репрезентирует население России в возрасте от 14 до 35 лет. В исследовании приняли участие 1000 респондентов. Ошибка выборки не превышает 3,5% при доверительной вероятности в 95%. Опрос проведен в ноябре 2022 года Аналитическим центром НАФИ с использованием собственной исследовательской платформы «Тет-о-Твет».
Таблица 1. «Есть ли у Вас опыт участия в школьных или студенческих олимпиадах?», в % от всех опрошенных
Да, есть опыт участия в олимпиаде | 76 |
В школьной олимпиаде | 64 |
В студенческой олимпиаде | 23 |
Нет такого опыта | 24 |
.
Таблица 2. «Какие цели Вы преследовали, решив поучаствовать в олимпиаде?», в % от всех опрошенных*
Для личного развития в интересующей сфере | 31 |
Ради духа соревнования | 20 |
Желание быть первым | 18 |
Получить дополнительные баллы для поступления в ВУЗ, поступить без вступительных экзаменов | 18 |
По настоянию (просьбе) педагогов | 17 |
Желание получить похвалу от педагогов | 15 |
Познакомиться с единомышленниками | 9 |
Ради престижа | 9 |
Желание получить денежный грант | 8 |
Из-за желания родителей | 6 |
Возможность затем пройти стажировку на предприятии | 6 |
Желание получить путевку на отдых в лагере | 5 |
Не участвовал в олимпиадах | 24 |
Другое | 1 |
Затрудняюсь ответить | 1 |
*Cумма ответов может превышать 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
.
Таблица 3. «Почему Вы ранее не участвовали в олимпиадах?», в % от тех, кто не принимал участие в олимпиадах*
Не был уверен в своих знаниях | 31 |
Не было достаточно знаний | 25 |
Не было времени и сил на подготовку | 18 |
Боялся проиграть | 16 |
Не знал о такой возможности | 14 |
Не понимал, какие бонусы и преимущества это принесет | 12 |
Не чувствовал поддержку педагогов, школы/вуза | 7 |
Мои друзья не участвовали, и я вместе с ними | 6 |
Подготовка требовала больших финансовых затрат | 5 |
Другое | 3 |
Затрудняюсь ответить | 4 |
*Cумма ответов может превышать 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
.
Таблица 4. «На Ваш взгляд, что может повысить привлекательность участия в олимпиадах для школьников и студентов?», в % от всех опрошенных*
Гарантированное поступление в ВУЗ, а не только дополнительные баллы к ЕГЭ | 39 |
Денежные призы, дорогие подарки, гранты | 38 |
Возможность выбора конкретного приза (поступление, деньги, путевка и т.д.) | 34 |
Получение стажировки в известной профильной компании | 26 |
Доступные интернет-ресурсы для самостоятельной подготовки к олимпиаде | 24 |
Широкое общественное признание, чествование победителей олимпиад | 21 |
Более активное информирование о возможностях участия через соцсети, блоги | 20 |
Включение подготовки участников в общие обязанности педагогов | 19 |
Другое | 0 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
*Cумма ответов может превышать 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
Смотреть все новости.